WWW.LAND-TECH.NAROD.RU

САЙТ  О  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ТЕХНИКЕ

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОСТИ ОТ АВТОРА ГОСТЕВАЯ ФОТООБЗОРЫ

Колесный трактор "Коломенец"
 

 

История создания трактора "Коломенец"

   После того как на VIII съезде партии в выступлении В. И. Ленина прозвучала мысль о 100 тысячах тракторов, в апреле 1919 года при ВСНХ была образована Комиссия по тракторостроению. В нее вошли машиностроители, производственники, конструкторы, в том числе и от Коломенского завода. После изучения зарубежных типов и их обсуждения комиссия остановила свой выбор на английском восьмисильном автоплуге «Фаулер» и американском тракторе «Могул» Международной компании жатвенных машин мощностью 25 л.с. Однако работы над этими конструкциями вскоре по ряду причин были прекращены, и тракторостроение на Коломенском заводе заглохло, так же как и в целом по республике.

   Но жестокая необходимость — нехватка в деревне тягловой силы — вскоре подняла новую волну интереса к тракторостроению. Взамен не оправдавшей себя комиссии осенью 1922 года образуется вторая тракторная комиссия, на этот раз при Госплане. Примерно за полгода комиссия проделала работу исключительной важности. Она обследовала заводы, на которых предполагалось развернуть тракторостроение, выбрала для освоения на них лучшие образцы из числа созданных за рубежом, определила потребность страны в тракторах на 10 лет вперед, причем на ближайшее пятилетие составила три варианта плана производства и представила свои материалы на утверждение Госплана и Совета Труда и Обороны. Неожиданно правление Гомзы выразило несогласие с выводами комиссии и предложило разработать свой проект трактора с нефтяным двигателем, как наиболее соответствующий русским условиям.

   Конструкторы быстро включились в работу. Через четыре месяца — 5 октября 1923 года — первый образец трактора «Коломенец» изготовили и отправили на выставку. На нем установили двухцилиндровый нефтяной двигатель мощностью 25 л.с. Их производство для судов и стационарных установок завод освоил в 1921 году. Раму склепали из швеллеров, с целью ее облегчения сняли рессоры. Двухступенчатую цепную передачу «Могула» заменили шестернями больших размеров, более простых в изготовлении, поскольку они не требуют высокой точности. Вместо радиатора на тракторе поставили градирню. Из рубашек цилиндров охлаждающая вода поступала наверх градирни, разбрызгивалась навстречу потоку воздуха и собиралась в баке емкостью около 13 ведер. «Коломенец» предназначался для пахоты, сева, молотьбы, мог приводить в движение и генератор, энергии которого хватало для освещения села в 500 домов.

   Однако, несмотря на существенный выигрыш в весе — 2600 кг у «Коломенца» против 4000 кг у «Могула», он обладал серьезными недостатками. Низкая точность изготовления шестерен привела к тому, что в коробке передач терялась третья часть мощности двигателя. У облегченной рамы ухудшилась жесткость, не исключался перекос и заклинивание шестерен. За первой моделью, спроектированной под руководством Е. Львова, впоследствии профессора и доктора технических наук, последовала вторая. Ее сменили третья и четвертая, созданные по инициативе инженера С. Пугавко. От модели к модели качество трактора улучшалось, хотя досадные промахи остались и в «Коломенце-IV». Так, система смазки у него работала под давлением, а привод масляного насоса взят за муфтой сцепления, и при выжатом сцеплении насос отключался. Во время стоянки трактора с работающим двигателем масло нужно было подкачивать вручную. Но даже не эти промахи определяли лицо «Коломенцев». Они в принципе принадлежали к прошедшей довоенной эпохе. Поэтому, несмотря на решимость конструкторов совершенствовать его, несмотря на поддержку, которая оказывалась представителям «русского» направления в Госплане, добротного трактора из «Коломенца» так и не получилось. И даже популярность, которой он, несомненно, пользовался у крестьян, проистекала не из-за высокого качества трактора, а из того, что не с чем было его сравнить.

   К 1926 году правление Гомзы полностью сворачивает производство тракторов. На то была веская причина: резко вырос объем заказов по основному профилю объединения, и борьба за тракторные заказы потеряла смысл.

("Техника-молодежи" 9' 1975)

 

 Трактор  "Коломенец"

   Изготовитель: 

   Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна  с 1923  по  1925 год

   завод "Профинтерн" (ныне Брянский машиностроительный завод) с  1924  по  1925 год

  Количество выпущенных тракторов всех типов:  на Коломенском заводе - 206 штук
                                                                            на Брянском заводе - 25
штук

   Трактор предназначался для работы с прицепными машинами общего назначения и для привода стационарных машин. "Коломенец" имел  рамную  конструкцию,   вертикально расположенный и   установленный     поперек        двухтактный   двухцилиндровый   двигатель калоризаторного   типа с оригинальной системой распределения. Основное топливо — сырая нефть.   Конструкция трактора постоянно совершенствовалась. Были разработаны три модификации, отличавшиеся от трактора "Коломенец-1" мощностью двигателя,   наличием   радиатора,   двигателем   измененной конструкции, увеличенным числом передач. При производстве двигателей трактора соблюдался принцип взаимозаменяемости.

"Коломенец"

 

 

Технические характеристики трактора

 

 

"Коломенец-1"*

Тип трактора колесный, общего назначения
Тип двигателя 2-цилиндровый  двухтактный  калоризаторного типа
Номинальная мощность двигателя, л.с. 25
Мощность на крюке, л.с. 12
Топливо сырая нефть
Количество передач  
  вперед 2
  назад 1
Скорость движения, км/ч  
  вперед 3,2 - 6,4
  назад  
Масса трактора, кг 2600

  - * - в таблице приведены технические характеристики трактора "Коломенец-1". Последующие модификации "Коломенец-2", "Коломенец-3", "Коломенец-4" имеют немного другие технические характеристики.

 

Фотогалерея Первых отечественных тракторов

 

По вопросам сотрудничества обращаться: lastik000@rambler.ru

Запрещается копирование без соблюдения авторских прав!   Copyright © 2007-2009  WWW.LAND-TECH.NAROD.RU

Hosted by uCoz