WWW.LAND-TECH.NAROD.RU

САЙТ  О  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ТЕХНИКЕ

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОСТИ ОТ АВТОРА ГОСТЕВАЯ ФОТООБЗОРЫ

Колесный трактор "Запорожец"
 

 

История создания трактора  "Запорожец"

   В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского лФлоур-Сити╗, а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война вынудила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений Ч простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для крестьянского хозяйства.

   Опытный образец трактора лЗапорожец╗ был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя лТриумф╗ производства большетокмакского госзавода № 8.

   Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15Ч20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.

   Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью Ч 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.

  Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как лЗапорожец╗, мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за лмеханической лошадью╗. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: лТрактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5Ч3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)╗.

  лЗапорожец╗ решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод лКрасный прогресс╗ 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса лЗапорожец╗ проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования для крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли лмеханическим конем╗...

  лСоревнования лЗапорожца╗ первого выпуска и гусеничного трактора лХолт╗ Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине лЗапорожец╗ в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор лХолт╗ Ч 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод 14 удостоился Почетного диплома I степени.

  Спрос на трактор марки лЗапорожец╗ был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским лФордзоном╗ весной 1925 года. Вспашку десятины земли лЗапорожец╗, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. лФордзод╗ сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец лКрасного прогресса╗ выглядел лучше заграничного коллеги. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924Ч1925 годам выпуск лЗапорожцев╗ до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу лЗапорожца╗. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

  На тракторе лЗапорожец╗ №107, например, тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения. лЗапорожец╗ пришел на помощь разоренной земле.

 

  Трактор  "Запорожец"

   Изготовитель:

  завод "Красный прогресс" - с 1923 по 1926 год

  Всего тракторов "Запорожец" было выпущено около 500 штук

   Трактор предназначен для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. "Запорожец" прост в производстве и эксплуатации. Трактор "Запорожец" имеет следующие конструктивные  особенности: рамная конструкция и три колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала. Изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.

"Запорожец"

 

 

Технические характеристики трактора

 

 

"Запорожец"

Тип трактора колесный, общего назначения
Тип двигателя  1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Номинальная мощность двигателя, л.с. 12
Мощность на крюке, л.с. 6
Топливо сырая нефть
Количество передач  
  вперед 1
  назад отсутствует
Скорость движения, км/ч  
  вперед 3,6
Габариты размеры, мм  
  длина  
  ширина 2030
  высота (по капоту) 1630
Масса трактора, кг 1920

 

ТРАКТОР лЗАПОРОЖЕЦ╗: 1 Ч передний мост, 2 Ч радиатор, 3 Ч помпа, 4 Ч двигатель, 5 Ч муфта сцепления, 6 Ч система разогрева двигателя, 7 Ч многоступенчатый редуктор, 8 Ч выхлопная труба, 9 Ч бак для горючего, 10 Ч тяга газа, 11 Ч рычаг сцепления, 12 Ч кожух ведущего колеса, 13 Ч ведущее колесо, 14 Ч прицепной узел.

 

 

Фотогалерея Первых отечественных тракторов

 

По вопросам сотрудничества обращаться: lastik000@rambler.ru

Запрещается копирование без соблюдения авторских прав!   Copyright й 2007-2009  WWW.LAND-TECH.NAROD.RU

Hosted by uCoz