История создания трактора "Запорожец"
В Кичкассе еще перед первой мировой войной один
из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу
американского лФлоур-Сити╗, а Южные заводы общества А. Копп
выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35
л.с. Но война вынудила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда
деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться,
технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А.
Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый
оригинальный трактор. Его строили без каких-либо чертежей, по
эскизам, набросанным карандашом, из случайных материалов, а то и
деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью
инженеры ставили выяснение практической пригодности двух
конструктивных решений Ч простого одноцилиндрового двигателя,
работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в
результате получить несложный и недорогой трактор для крестьянского
хозяйства.
Опытный образец трактора лЗапорожец╗ был создан
на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного
машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера.
Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового
нефтяного двигателя лТриумф╗ производства большетокмакского
госзавода № 8.
Зажигание смеси в нем происходило от запальной
головки, которую перед пуском двигателя минут 15Ч20 разогревали до
каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр,
охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки
одной десятины расходовалось 1,5 пуда черной нефти и 5 ведер воды.
Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус,
предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и
баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа
их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к
колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из
сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью Ч
3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась
воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.
Тракторное дело в молодой Советской Республике
только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных
механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской
кузницей. Работу же на такой несложной машине, как лЗапорожец╗, мог
легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как
за лмеханической лошадью╗. Протокол испытаний опытного образца (лето
1922 года) констатировал: лТрактор с 12-сильным двигателем,
расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине
вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65
квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5Ч3 десятины земли в день
(в зависимости от глубины вспашки)╗.
лЗапорожец╗ решили усовершенствовавать и
обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10
тракторов модернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод лКрасный
прогресс╗ 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его
серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса лЗапорожец╗
проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования для
крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли лмеханическим
конем╗...
лСоревнования лЗапорожца╗ первого выпуска и
гусеничного трактора лХолт╗ Обуховского завода на полях Петровской
сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу
отечественного первенца. На вспашку десятины земли при
четырехвершковой глубине лЗапорожец╗ в среднем тратил около 30 кг
нефти. Трактор лХолт╗ Ч 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию
трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке,
производительности и тяговых усилиях госзавод
№14 удостоился
Почетного диплома I степени.
Спрос на трактор марки лЗапорожец╗ был большой.
Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с
американским лФордзоном╗ весной 1925 года. Вспашку десятины земли лЗапорожец╗,
уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход
нефти составлял 17,6 кг. лФордзод╗ сжигал 36 кг керосина. По всем
показателям питомец лКрасного прогресса╗ выглядел лучше заграничного
коллеги. Программой-максимумом предполагалось довести к
1924Ч1925 годам выпуск лЗапорожцев╗ до 300 штук в год.
Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу лЗапорожца╗.
Победило направление массового производства. К этому времени уже
прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли
грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.
На тракторе лЗапорожец╗ №107, например,
тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской
области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы
немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали
надежно спрятал. После освобождения. лЗапорожец╗ пришел
на помощь
разоренной земле.
Трактор
"Запорожец"
Изготовитель:
завод "Красный прогресс"
- с 1923 по 1926 год
Всего
тракторов "Запорожец"
было выпущено
около 500 штук
Трактор предназначен для обработки небольших
крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный
из доступных материалов.
"Запорожец" прост в производстве и эксплуатации.
Трактор "Запорожец" имеет следующие конструктивные особенности: рамная конструкция и три
колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не
нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый
двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач
отсутствовала.
Изменение скорости и направления движения происходило при
изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из
выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.
"Запорожец"
Технические характеристики
трактора
|
|
"Запорожец" |
Тип трактора |
колесный, общего назначения |
Тип двигателя |
1-цилиндровый
двухтактный калоризаторного
типа |
Номинальная мощность двигателя,
л.с. |
12 |
Мощность на крюке,
л.с. |
6 |
Топливо |
сырая нефть |
Количество передач |
|
вперед |
1 |
назад |
отсутствует |
Скорость
движения, км/ч |
|
вперед |
3,6 |
Габариты
размеры, мм |
|
длина
|
|
ширина
|
2030 |
высота
(по капоту) |
1630 |
Масса трактора, кг |
1920 |
ТРАКТОР лЗАПОРОЖЕЦ╗: 1 Ч
передний мост, 2 Ч радиатор, 3 Ч помпа, 4 Ч двигатель, 5 Ч муфта сцепления,
6 Ч система разогрева двигателя, 7 Ч многоступенчатый редуктор, 8 Ч
выхлопная труба, 9 Ч бак для горючего, 10 Ч тяга газа, 11 Ч рычаг сцепления,
12 Ч кожух ведущего колеса, 13 Ч ведущее колесо, 14 Ч прицепной узел.
|