История создания трактора
"Фордзон-Путиловец"
В 1923 году была
создана комиссия, которая
наметила к освоению в стране следующие трактора: из колесных
- американские лФордзон╗ и лТитан╗, из гусеничных
- американский лХолт╗ и немецкий лВ.Д.╗
Для производства колесных тракторов привлекались
заводы: Путиловский, Коломенский, ростовский лКрасный Аксай╗,
лКрасный прогресс╗ на Украине и лВозрождение╗ в Саратовской области,
для производства гусеничных Ч Харьковский паровозостроительный и
петроградский лБольшевик╗. Когда некоторое время спустя комиссия
ВСНХ обследовала положение дел на этих заводах, она пришла к выводу,
что массовое производство можно поставить только на Путиловском.
О разработке собственного образца из-за
отсутствия опыта и недостатка времени не могло быть и речи. Самым
распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался в то
время американский легкий трактор лФордзон╗, выпускавшийся в США с
1917 года. Его и решили поставить на производство. Для этого шесть
новых тракторов разобрали до последнего винтика и тщательно обмерили
все детали. Среднеарифметические размеры в принятой тогда в Америке
дюймовой системе перенесли на чертежи. Точно так же, испытав детали
на твердость и проведя металлографический и химический анализы,
подобрали соответствующие материалы и установили технологию
изготовления. Работу провели настолько качественно, что, когда
с фирмой "Форд" установились деловые контакты, и завод стал получать
из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с
нашими, а технология производства на лПутиловце╗ в некоторых случаях
оказалась даже совершеннее американской.
1 мая 1924 года по Дворцовой площади прошли два
новеньких светло-серых трактора с красными колесами и буквами лФ-П╗
на радиаторе.
А уже 1 октября 1924 года с конвейера завода сошел
первый серийный лФордзон-Путиловец╗. Как вспоминает видный советский
конструктор лауреат Государственной премии И. Трепененков,
работавший весной 1924 года на их сборке, конвейера в принятом
теперь смысле слова не существовало. По цеху медленно продвигался
длинный поезд сцепленных между собой тележек, которые тянулись
лебедкой.
Производство на лПутиловце╗ быстро набирало темпы.
Если за первый год завод изготовил 74 трактора, в следующем Ч 422,
то в 1931 году, спустя лишь семь лет после начала производства,
годовой план завода выражался пятизначным числом Ч 32000 тракторов!
Но в этом стремительном взлете все более и более
обнаруживалось несоответствие технических характеристик, заложенных
в тракторе фордовскими конструкторами, с теми задачами, которые
ставились перед нашим сельским хозяйством. Страна переходила к
сплошной коллективизации, требовалось обрабатывать громадные площади
земли, что было невозможно без профессиональных механизаторов,
работающих в две и три смены. А главный принцип технической политики
Форда заключался в том, чтобы сделать трактор как можно дешевле и
доступнее средним фермерским хозяйствам, где число часов
использования не превышало 500Ч600 в год. Поэтому наряду с
прогрессивными, новаторскими решениями, принятыми для удешевления
машины, больше было таких, которые шли явно в ущерб ее надежности и
долговечности.
Если раньше тракторы представляли собой повозку с
мотором, то лФордзон╗ вошел в историю как первый в мире безрамный
трактор. Картер двигателя у него составлял одно целое с шасси и
воспринимал нагрузку. Эта схема колесных тракторов сохранилась до
сих пор. Но вот плохая работа системы зажигания, с которой крепко
намаялись путиловцы уже при наладке первых опытных образцов, была
вызвана чрезмерной погоней конструкторов за дешевизной. Маховик
двигателя они использовали в качестве ротора для низковольтного
магнето, а повышение напряжения происходило в индукционной катушке.
Опыт эксплуатации лФордзонов╗ показал, что выбранная схема зажигания
требует точного изготовления, тщательной наладки и бережного ухода,
иначе она быстро выходит из строя.
Другой серьезный недостаток конструкции
заключался в том, что у коленчатого вала не было сменных вкладышей
подшипников. У коренных подшипников баббит заливался непосредственно
в тело картера, у шатунных Ч в нижнюю головку шатуна. Ремонт
становился здесь делом крайне сложным. Вместо установки масляного
насоса для смазки двигателя американцы применили метод
разбрызгивания. Маховик поднимал из картера масло вверх, по
трубочкам оно попадало в корытца, расположенные под шатунными
головками, и разбрызгивалось. При выполнении тяжелых
сельскохозяйственных работ система не обеспечивала нормальную смазку
двигателя, и он перегревался. На задних колесах отсутствовали крылья,
на раскисшей почве комья грязи забрызгивали тракториста, а при
работе на склонах незакрытые шпоры колес могли нанести ему травму.
И все-таки лФордзон╗ был принят к серийному
производству вполне закономерно. Главные его преимущества перед
тракторами других марок состояли в простоте конструкции и управления
им, невысокой стоимости и малой металлоемкости.
Именно с него
начинается подлинная история советского тракторостроения.
|