WWW.LAND-TECH.NAROD.RU

САЙТ  О  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ТЕХНИКЕ

 

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОСТИ ОТ АВТОРА ГОСТЕВАЯ ФОТООБЗОРЫ

Колесный трактор "Фордзон-Путиловец"
 

 

История создания трактора "Фордзон-Путиловец"

  В 1923 году была создана комиссия, которая наметила к освоению в стране следующие трактора: из колесных - американские лФордзон╗ и лТитан╗, из гусеничных - американский лХолт╗ и немецкий лВ.Д.╗

  Для производства колесных тракторов привлекались заводы: Путиловский, Коломенский, ростовский лКрасный Аксай╗, лКрасный прогресс╗ на Украине и лВозрождение╗ в Саратовской области, для производства гусеничных Ч Харьковский паровозостроительный и петроградский лБольшевик╗. Когда некоторое время спустя комиссия ВСНХ обследовала положение дел на этих заводах, она пришла к выводу, что массовое производство можно поставить только на Путиловском.

   О разработке собственного образца из-за отсутствия опыта и недостатка времени не могло быть и речи. Самым распространенным, самым простым и самым дешевым в мире считался в то время американский легкий трактор лФордзон╗, выпускавшийся в США с 1917 года. Его и решили поставить на производство. Для этого шесть новых тракторов разобрали до последнего винтика и тщательно обмерили все детали. Среднеарифметические размеры в принятой тогда в Америке дюймовой системе перенесли на чертежи. Точно так же, испытав детали на твердость и проведя металлографический и химический анализы, подобрали соответствующие материалы и установили технологию изготовления. Работу провели настолько качественно, что, когда с фирмой "Форд" установились деловые контакты, и завод стал получать из Америки некоторые детали, они были полностью взаимозаменяемыми с нашими, а технология производства на лПутиловце╗ в некоторых случаях оказалась даже совершеннее американской.

  1 мая 1924 года по Дворцовой площади прошли два новеньких светло-серых трактора с красными колесами и буквами лФ-П╗ на радиаторе. А уже 1 октября 1924 года с конвейера завода сошел первый серийный лФордзон-Путиловец╗. Как вспоминает видный советский конструктор лауреат Государственной премии И. Трепененков, работавший весной 1924 года на их сборке, конвейера в принятом теперь смысле слова не существовало. По цеху медленно продвигался длинный поезд сцепленных между собой тележек, которые тянулись лебедкой. 

  

   Производство на лПутиловце╗ быстро набирало темпы. Если за первый год завод изготовил 74 трактора, в следующем Ч 422, то в 1931 году, спустя лишь семь лет после начала производства, годовой план завода выражался пятизначным числом Ч 32000 тракторов!

   Но в этом стремительном взлете все более и более обнаруживалось несоответствие технических характеристик, заложенных в тракторе фордовскими конструкторами, с теми задачами, которые ставились перед нашим сельским хозяйством. Страна переходила к сплошной коллективизации, требовалось обрабатывать громадные площади земли, что было невозможно без профессиональных механизаторов, работающих в две и три смены. А главный принцип технической политики Форда заключался в том, чтобы сделать трактор как можно дешевле и доступнее средним фермерским хозяйствам, где число часов использования не превышало 500Ч600 в год. Поэтому наряду с прогрессивными, новаторскими решениями, принятыми для удешевления машины, больше было таких, которые шли явно в ущерб ее надежности и долговечности.

   Если раньше тракторы представляли собой повозку с мотором, то лФордзон╗ вошел в историю как первый в мире безрамный трактор. Картер двигателя у него составлял одно целое с шасси и воспринимал нагрузку. Эта схема колесных тракторов сохранилась до сих пор. Но вот плохая работа системы зажигания, с которой крепко намаялись путиловцы уже при наладке первых опытных образцов, была вызвана чрезмерной погоней конструкторов за дешевизной. Маховик двигателя они использовали в качестве ротора для низковольтного магнето, а повышение напряжения происходило в индукционной катушке. Опыт эксплуатации лФордзонов╗ показал, что выбранная схема зажигания требует точного изготовления, тщательной наладки и бережного ухода, иначе она быстро выходит из строя.

   Другой серьезный недостаток конструкции заключался в том, что у коленчатого вала не было сменных вкладышей подшипников. У коренных подшипников баббит заливался непосредственно в тело картера, у шатунных Ч в нижнюю головку шатуна. Ремонт становился здесь делом крайне сложным. Вместо установки масляного насоса для смазки двигателя американцы применили метод разбрызгивания. Маховик поднимал из картера масло вверх, по трубочкам оно попадало в корытца, расположенные под шатунными головками, и разбрызгивалось. При выполнении тяжелых сельскохозяйственных работ система не обеспечивала нормальную смазку двигателя, и он перегревался. На задних колесах отсутствовали крылья, на раскисшей почве комья грязи забрызгивали тракториста, а при работе на склонах незакрытые шпоры колес могли нанести ему травму.

   И все-таки лФордзон╗ был принят к серийному производству вполне закономерно. Главные его преимущества перед тракторами других марок состояли в простоте конструкции и управления им, невысокой стоимости и малой металлоемкости. Именно с него начинается подлинная история советского тракторостроения.

("Техника-молодежи" 1' 1975)

  Трактор  "Фордзон-Путиловец"

   Изготовитель:

    завод "Красный Путиловец" (Кировский) - с октября 1924  по  апрель 1932 года

   Всего заводом было выпущено 49568 тракторов марки "Фордзон-Путиловец"

   Трактор предназначался для работы с двухкорпусным плугом и другими с/х прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин. "Фордзон-Путиловец" имел компоновку, которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два задние колеса Ч ведущие, а два передние Ч направляющие.    Вертикальный    двигатель    был установлен впереди вдоль трактора. За двигателем располагались муфта сцепления, коробка передач и задний мост. Рабочее место водителя было над задним мостом. Классическая компоновка формировалась на протяжение   всего   начального   этапа   развития тракторов. Этот   трактор   впервые    в    мировом тракторостроении имел безрамный остов. При этом картеры двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста были жестко скреплены между собой. На тракторе был установлен   карбюраторный   четырехтактный четырехцилиндровый двигатель с электрическим зажиганием и высокой частотой вращения коленчатого вала Ч 1000 об/мин. Установленные на шариковых и роликовых подшипниках шестерни и валы трехскоростной коробки передач были термически обработаны, что позволило повысить надежность и долговечность. Конструкция трактора впервые в мировом тракторостроении была рассчитана на массовое производство,  что  обеспечивало   его   низкую стоимость. Во второй  половине 20-х  годов трактор "Фордзон-Путиловец" был самым распространенным  в  отечественном  сельском хозяйстве.

 

 

"Фордзон-Путиловец"

 

 

Технические характеристики трактора

 

 

"Фордзон-Путиловец"

Тип трактора колесный, общего назначения
Тип двигателя 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный с электрическим зажиганием
Номинальная мощность двигателя, л.с. 20
Мощность на крюке, л.с. 9
Частота вращения коленчатого вала, об/мин 1000
Топливо керосин
Количество передач  
  вперед 3
  назад 1
Скорость движения, км/ч  
  вперед 2,3-10,8
  назад  
Масса трактора, кг 2000
 

Фотогалерея Петербургского (Кировского) тракторного завода

 

По вопросам сотрудничества обращаться: lastik000@rambler.ru

Запрещается копирование без соблюдения авторских прав!   Copyright й 2007-2009  WWW.LAND-TECH.NAROD.RU

Hosted by uCoz